Рита Ли Джонс, уроженка Сан-Паулу, помогла популяризировать феминизм в Бразилии
Рита Ли Джонс, миллионная бразильская "Королева рока", завоевавшая международную популярность благодаря своему красочному и откровенному стилю и таким хитам, как "Ovelha Negra", "Mania de Você" и "Now Only Missing You", умерла в 75 лет.
Известная под именем Рита Ли, она умерла в своем доме в Сан-Паулу в понедельник вечером, как говорится в заявлении, опубликованном на ее официальном аккаунте в Instagram.
За свою карьеру, длившуюся шесть десятилетий, уроженка Сан-Паулу оставила неизгладимый след своей непочтительностью, креативностью и композициями, содержащими послания, которые помогли познакомить бразильское общество с феминизмом, а также откровенно рассказывала о своей борьбе с наркоманией.
Несмотря на то, что она считала свой голос "слабым и немного не в такт", как у воробья, у нее был длинный ряд самых продаваемых альбомов, включая "Rita Lee" и "Rita Lee & Roberto de Carvalho", а десятки ее песен звучали в широко транслируемых теленовеллах в Латинской Америке. Гигантская телевизионная сеть Globo использовала ее исполнение песни "Poison Weed" ("Ядовитый плющ") в трех своих программах.
"Я родилась не для того, чтобы выйти замуж и стирать белье. Я хотела такой же свободы, как и мальчишки, которые играли на улице со своими игрушечными машинками", - сказала она бразильскому изданию Rolling Stone в 2008 году. "Когда я занялась музыкой, я поняла, что "мачо" царит абсолют, даже больше в рок-музыке. "Ух ты", - сказала я, - "вот где я выпущу свои клыки и, в буквальном смысле, устрою им разнос""
Она была певицей и автором песен, которую хвалили за ее универсальность: она играла как минимум на пяти инструментах: барабанах, гитаре, фортепиано, губной гармонике и автоарфе. Она также была одним из первых бразильских музыкантов, использовавших электрогитару.

В конце концов, ее популярность вышла за пределы Бразилии. Она выступала в Португалии, Англии, Испании, Франции и Германии. В 1988 году британская газета Daily Mirror сообщила, что тогдашний принц Чарльз восхищался ее песней "Lança Perfume" и считал ее своей любимой певицей. В 2001 году она получила премию Latin Grammy в категории "Лучший альбом на португальском языке" за альбом "3001"
Рита Ли приобрела известность в группе Os Mutantes ("Мутанты"), начиная с 1966 года. Краски и креативность, а также ирония и непочтительность были фирменными знаками Ли с самого начала, что проявилось в ярких костюмах, в которых она выступала на своих шоу. К середине 1970-х годов, после продажи 200 000 копий альбома "Forbidden Fruit", Ли стали называть "королевой рока" на музыкальной сцене. Среди хитов альбома "Forbidden Fruit" - "Now Only Missing You" и "Ovelha Negra", которые долгое время звучали на радиостанциях и в бразильских мыльных операх.
В интервью музыкальному сайту I Have More Records Than Friends! в 2017 году Лулу Сантос, судья бразильской версии шоу The Voice, вспомнила, что видела, как Рита Ли играла на автоарфе на одном из концертов.
"Она принесла эту вещь на сцену, в этой одежде... это было совершенно мифологично", - сказал музыкант. "В Бразилии действительно существует целая плеяда "девушек", связанных с роком, и она - законный представитель этой плеяды. Но я вижу в ней элемент, который дистанцируется от клише рока" Она, со своей женской точки зрения, видит неуклюжесть избитого клише рокера-мужчины, который играет с открытыми ногами. Она видела его насквозь"
Она была одной из первых публичных фигур в Бразилии, популяризировавших феминистские темы, например, в тексте ее песни 1979 года "Mania de Voce" (Mania for You) прослеживается женская сексуальность и удовольствие. Затем последовали похожие песни, такие как "Amor e Sexo" ("Любовь и секс"), в которой подробно противопоставлялись эти два понятия, и "Lança Perfume" ("Спрей-парфюм"), ода безудержному гедонизму.
Позже в жизни она стала веганом и активистом движения за права животных. На протяжении десятилетий она делала свои волосы ярко-рыжими и часто носила подходящие линзы - популярный образ, от которого она отказалась в последние годы, позволив седине отрости. В 2015 году она решила перекраситься в белую бабочку.
В своей автобиографии, опубликованной в следующем году, она не стесняется описывать сексуальное насилие, которому она подверглась в детстве от рук мужчины, пришедшего починить швейную машинку ее матери.
Она также называла себя "бунтаркой" и "хиппи-коммунисткой" и писала о том, как в подростковом возрасте тайком вылезала из окон своего дома, чтобы поиграть, как во время диктатуры ее арестовали за хранение марихуаны и как она неоднократно лежала в реабилитационных клиниках от наркотиков и алкоголя.
"Я понимаю, что мои лучшие песни были написаны в измененном состоянии, и мои худшие тоже. Я лишь сожалею о том, что не сразу поняла, что срок действия "лекарства" давно истек", - написала она. "Мое поколение страдало от клаустрофобии жестокой диктатуры, и употребление наркотиков было способом вдохнуть воздух свободы"
В интервью телепрограмме "Fantastico" в 2020 году она объяснила, что физическая слабость заставила ее покинуть сцену восемью годами ранее.
"Старость для меня была неожиданностью, потому что я никогда в жизни не была старой", - сказала она в интервью. "Мне захотелось прожить свою старость вдали от сцены, не делясь ею с публикой"
Публичные поминки состоятся в планетарии в Сан-Паулу 10 мая, говорится в сообщении в Instagram.
У нее осталось трое детей и муж, музыкант Роберто ду Карвалью, с которым она прожила 44 года в музыкальном партнерстве. В 2021 году они вместе выпустили новую песню Change, а также ремиксы на некоторые из самых больших хитов певицы.
За много лет до этого она представляла себе свою будущую смерть, словно пророчествуя:
"Я буду на небесах, - писала она, - с моей душой, которая будет играть на моей автоарфе и петь Богу: "Спасибо, Господи, наконец-то я успокоилась"" Эпитафия: Она никогда не была хорошим примером, но она была хорошим человеком"