Китай, не обеспокоенный африканскими заявлениями о правах человека, опережает США по продажам электромобилей более чем на 800%
Дети и подростки занимаются добычей полезных ископаемых в Демократической Республике Конго
Дети и подростки добывают металлы, необходимые для аккумуляторов электромобилей, на шахтах Кипуши и Килоло в Демократической Республике Конго. (Видео: ЮНИСЕФ)
ДЖОХАННЕСБУРГ - Дети, вынужденные работать в ужасающих условиях, предположительно с 4-летнего возраста, подвергают сомнительному риску планы администрации Байдена по развитию зеленой энергетики, особенно когда речь идет о металлах, необходимых для батарей электромобилей (EV)
Металл кобальт - это "кровавый алмаз" среди материалов для аккумуляторов.
Многие производители электромобилей жаждут его, поскольку он заставляет электромобили ехать быстрее и дальше. Но американским автопроизводителям приходится пробираться через минное поле прав человека, чтобы получить его и другие компоненты для батарей.
И пока некоторые американские компании мучаются над тем, стоит ли им быть неприемлемым лицом "зеленой" энергетики, покупая кобальт, добыча которого вызывает споры, Китай, по словам источников, не имеет таких угрызений совести и вырвался вперед, став крупнейшим производителем EV в мире.

По оценкам исследовательской организации Global Edge при Университете штата Мичиган, 70% мирового объема кобальта производится в Демократической Республике Конго (ДРК), расположенной в Западной Африке.
"Крестовый поход Байдена за возобновляемыми источниками энергии эксплуатирует и порабощает тысячи людей в таких бедных странах, как Демократическая Республика Конго, где детей в возрасте 4 лет заставляют добывать кобальт", - сказал Джейсон Айзек в интервью Fox News Digital. Айзек - основатель и генеральный директор Американского энергетического института.
"Человеческие страдания, вызванные добычей кобальта для производства аккумуляторов электромобилей и строительства ветряных турбин, невообразимы - так же, как и разрушение окружающей среды, вызванное этими шахтами и их токсичными побочными продуктами"
Эта проблема затрагивает и Европу.
"Кобальт - важнейший компонент аккумуляторных автомобильных батарей, и климатическая цель Европейского Союза на 2030 год только увеличит спрос на этот металл", - заявил чешский политик Томаш Здеховский в прошлом году в Европейском парламенте.
"Несмотря на то, что Комиссия придерживается принципа нетерпимости к детскому труду в торговых соглашениях, согласно отчетам агентств ООН, в южной провинции Катанга более 40 000 детей работают в опасных условиях на кобальтовых шахтах с неадекватным оборудованием для обеспечения безопасности и за очень небольшие деньги"

За эту работу, которую часто называют современным детским рабством, детям платят 5 долларов в день - или даже меньше, - при этом им часто приходится работать долгие часы в безопорных туннелях на глубине до 100 ярдов под землей, подвергаясь воздействию химических веществ, вызывающих рак.
Международная организация труда (МОТ) пытается остановить то, что, по мнению некоторых, является формой жестокого обращения с детьми.
"Цели устойчивого развития ставят задачу по искоренению детского труда на 2025 год, и мы далеки от ее достижения", - сказал Fox News Digital Бен Смит, старший технический сотрудник по вопросам детского труда.
"Труд на добыче кобальта - это серьезное нарушение прав детей, которое ставит под угрозу здоровье и безопасность, и даже жизнь многих детей. Этот порочный круг бедности и детского труда должен быть разорван ради детей, подверженных этой суровой реальности, и ради социального и экономического прогресса таких стран, как ДРК"

Представитель Государственного департамента сообщил Fox News Digital, что в прошлом году США и несколько других правительств создали Партнерство по безопасности минералов "для продвижения государственных и частных инвестиций в ответственные цепочки поставок критически важных минералов, чтобы гарантировать, что критически важные минералы добываются, перерабатываются и утилизируются в соответствии с высочайшими экологическими, социальными и управленческими стандартами"
Пресс-секретарь отметил: "Общины в ДРК заслуживают того, чтобы получать долгосрочные выгоды от своих минеральных ресурсов во время глобального перехода к чистой энергии, но это потребует от компаний и правительства проведения разумной политики".
"Государственный департамент и все правительство США продолжают взаимодействовать с правительством ДРК посредством двусторонней дипломатии и иностранной помощи, чтобы активизировать усилия по борьбе с торговлей людьми, включая принудительный труд детей"

Есть еще фактор Китая. В производстве кобальта и электромобилей США являются лишь небольшим игроком. Восемьдесят процентов промышленных кобальтовых рудников в ДРК принадлежат китайским компаниям или финансируются ими, согласно отчету, подготовленному в 2022 году Университетом штата Мичиган.
Хотя Айзек сказал Fox News Digital, что он осуждает "долгую и публичную историю нарушений прав человека в Китае", он признает возможность последствий для США.
"Поддержание прав человека в качестве главного приоритета может означать, что Соединенные Штаты потеряют конкурентное преимущество в производстве электромобилей, но это также означает, что мы будем на правильной стороне истории", - сказал Айзек.

Уже сейчас гонка за продажи EV проиграна.
"Без сомнения, китайский рынок EV в несколько раз превышает американский", - сказал Fox News Digital Тайсон Джомини (Tyson Jominy), вице-президент отдела данных и аналитики по работе с клиентами компании J.D. Power. "За год на американском рынке было продано 960 000 EV для розничных потребителей и чуть более 1,1 миллиона для всех каналов, включая автопарки"
А Китай? По данным J.D. Power, Китайская ассоциация автопроизводителей за практически тот же период времени продала более 8 миллионов электромобилей.

Президент Байден (AP Photo/Patrick Semansky)
Родина мускул-каров - США - также сейчас отстает в обеспечении энергией своих EV, особенно когда американские производители не используют кобальт.
Компания Tesla не ответила на многочисленные просьбы Fox News Digital о комментарии, но она выпустила заявление в 2022 году, в котором похвасталась производительностью, когда некоторые ее автомобили оснащены LFP или литий-железо-фосфатными батареями, в состав которых не входит кобальт.
"Благодаря нашим энергоэффективным двигателям, автомобиль (Tesla) Model 3 с LFP-аккумулятором может проехать 267 миль", - говорится в заявлении.
Компания Geely, которая производит китайский электромобиль Zeekr 001 EV, работающий на кобальте, утверждает, что он может проехать более чем в два раза больше - 641 милю на одной зарядке.
"Гонка за важнейшими полезными ископаемыми не может идти в ущерб правам человека", - сказал Fox News Digital Грейслин Баскаран, директор по исследованиям в области энергетической безопасности вашингтонского Центра стратегических и международных исследований (CSIS).

"Права человека и добыча полезных ископаемых для перехода к чистой энергии - это не взаимоисключающие начинания"
Айзек хотел бы, чтобы США делали больше, особенно когда речь идет о таких металлах, как добытый кобальт, который попадает в американские автомобили.
"Они должны предпринять шаги для того, чтобы металлы, добываемые для американских технологий и энергетических целей, производились ответственно, без использования детского труда и с соблюдением строгих стандартов защиты работников и окружающей среды", - сказал Айзек.
Баскаран подчеркнул необходимость усиления экологических и социальных гарантий, но при этом подчеркнул необходимость "зеленого" подхода.
"Глобальная инвентаризация", проведенная на COP28, показала, что мир сильно отстает от того уровня, на котором он должен быть", - сказал Баскаран. "Единственный путь - ускорить переход к чистой энергетике, и мы никак не сможем сделать это, не получив критически важные минералы, включая кобальт, для сокращения выбросов путем внедрения чистых технологий"

На массовом митинге в начале этого года в Киншасе, столице ДРК, Папа Франциск сбросил с себя мантию дипломата и выступил с завуалированной атакой на потребителей кобальта и других металлов.
"Руки прочь от Африки. Хватит душить Африку. Это не рудник, который можно разграбить, и не местность, которую можно разграбить", - заявил понтифик.
Пол Тилсли - ветеран-корреспондент, более трех десятилетий освещавший африканские события из Йоханнесбурга, Южная Африка. За ним можно следить в сети X @paultilsley