Дети, пострадавшие от жестокого обращения или пренебрежения, могут иметь проблемы с физическим или поведенческим здоровьем даже после прекращения жестокого обращения, подчеркивают новые рекомендации для педиатров.
Рекомендации Американской академии педиатрии основываются на предыдущих советах врачам быть внимательными к признакам жестокого обращения в прошлом. С момента выхода последних рекомендаций в 2008 году появились новые данные, подтверждающие связь между жестоким обращением в раннем детстве и последующими проблемами со здоровьем, а исследования позволили по-новому взглянуть на долгосрочные последствия хронического стресса.
"О плохом обращении с детьми сообщается крайне мало", - сказал ведущий автор рекомендаций, доктор Роберт Сеге из Университета Тафтса и организации Health Resources in Action в Бостоне.
"В результате, педиатры, которые лечат ребенка от сложных поведенческих проблем, особенно когда эти проблемы кажутся трудноизлечимыми, могут подумать о том, что симптомы могли появиться в результате предшествующего жестокого обращения или пренебрежения", - сказал Сеге по электронной почте.
Хотя некоторые дети оправляются от невзгод, травматический опыт может привести к значительному нарушению нормального развития, отмечают исследователи в журнале Pediatrics.
У детей, как и у взрослых, может развиться посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), которое может сопровождаться, например, депрессией, тревогой, деструктивным или вызывающим поведением.
Подробнее об этом...
Жестокое обращение с детьми в раннем возрасте также является фактором риска развития синдрома дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ).
Если дети пережили пренебрежение или жестокое обращение, они могут реагировать на определенные виды, звуки, запахи или действия так, что это покажется им чрезмерно драматичным или неуместно эмоциональным, отмечается в руководстве.
Это может происходить потому, что, когда дети сталкиваются с напоминаниями о прошлом жестоком обращении, их мозг испытывает реакцию борьбы или бегства, аналогичную той, что была во время первоначального жестокого обращения или травмы.
У детей также могут быть поведенческие реакции на учителей или воспитателей, которые сформировались под влиянием плохого обращения в прошлом. Например, строгие предупреждения могут стать более громкими и грубыми, а дисциплина может казаться более суровой.
На раннее развитие мозга также может повлиять так называемый токсический стресс, или хроническое воздействие сильного стресса в течение длительного периода времени. Это также может изменить гормональное развитие детей и повлиять на то, как скоро у них начнется половое созревание.
Педиатры могут спрашивать о подверженности стрессу, жестокому обращению или пренебрежению в рамках сбора истории болезни ребенка, отмечается в руководстве. Врачи также могут помочь родителям и воспитателям понять, что дети с историей жестокого обращения могут не чувствовать себя в психологической безопасности и нуждаться в иных видах поддержки или дисциплины, чем другие дети.
"Хорошая новость заключается в том, что, оказавшись под надежной опекой взрослых, не подвергавшихся жестокому обращению, можно освоить ряд родительских навыков, которые очень помогают реагировать на поведение ребенка, которое может быть результатом травматической реакции", - говорит Мелисса Джонсон-Рид, исследователь из Вашингтонского университета в Сент-Луисе, не принимавшая участия в работе над рекомендациями.
"Еще один важный вывод: дети не реагируют так, чтобы разрушить семью", - сказала Джонсон-Рид по электронной почте. "Родители могут помочь себе справиться со стрессом, если поймут, что это всего лишь адаптация к прошлым событиям, а не отражение текущих чувств или негативных мыслей, которые ребенок может иметь о них как о родителях"
Родители и педиатры должны быть внимательны к потенциальным признакам жестокого обращения или плохого обращения, таким как отсутствие интереса к привычным занятиям, нарушения сна или изменения аппетита, говорит доктор Чарльз Немерофф, исследователь из Университета Майами во Флориде, который не принимал участия в составлении рекомендаций.
"Изоляция, снижение успеваемости и нежелание принимать участие в определенных видах деятельности - все это тревожные признаки возможного злоупотребления", - сказал Немерофф по электронной почте.
"Родители должны бдительно следить за безопасностью своих детей и обучать их надлежащему и ненадлежащему поведению", - добавил Немерофф. "Преступники часто занимают должности с доступом к детям, в том числе тренеров, садовников, ремонтников, священнослужителей, и часто преступники являются членами семьи"